Дед будущего писателя по отцовской линии бывший полковник и генеральный комиссар артиллерии, потомок нормандского дворянского рода и маркиз милостью короля. В 1760 году он отправился попытать счастья на Сан-Доминго, и там 27 марта 1762 года от чернокожей рабыни у него родился сын, которого при крещении нарек­ли Тома-Александр. В 1780 году маркиз вернул­ся в Париж. Согласно обычаю французские план­таторы-дворяне, возвращаясь во Францию, сыно­вей смешанной крови брали с собой, а дочерей ос­тавляли на островах.

Так молодой восемнадцатилетний мулат попал в Париж вместе с отцом. У него был весьма экзо­тический вид, и он обращал на себя внимание сво­ей необычной красотой. К тому же юноша пора­жал всех своей силой. Его принимали в свете: ведь он был сын маркиза. Многие черты отца поз­же перенял и его знаменитый сын.

Маркиз не очень-то баловал своего сына и был крайне скуп. В 79 лет он женился на своей эко­номке. Тогда сын, доведенный до крайности, ре­шил завербоваться в королевскую гвардию про­стым солдатом под фамилией Дюма. В годы рево­люции карьеру делали быстро, и в октябре 1792 года он стал подполковником. А еще через месяц женился на Мари-Луизе Лабурэ, девушке серьез­ной и добродетельной. В сентябре 1793 года отца будущего писателя производят в дивизионные генералы.

Армейская служба бросала его из конца в ко­нец, пока он не оказался в Итальянской армии Бонапарта. Он скорее слыл хорошим рубакой, чем искусным стратегом, о чем был информирован и Бонапарт. После Италии Дюма сопровождал Бо­напарта в его египетском походе. Правда, по раз­решению Бонапарта строптивый генерал раньше времени покинул Египет. По возвращении на ро­дину он оказался в тюрьме Неаполитанского ко­ролевства, и лишь в апреле 1801 года его по слу­чаю примирения обменяли на знаменитого авст­рийского генерала Мака. Он вышел из тюрьмы изувеченным, полупарализованным, с язвой же­лудка. Тюрьма превратила атлета в калеку, поэто­му не могло быть и речи о дальнейшей службе в армии.

В это время в семье Дюма и родился сын Алек­сандр. Будущий писатель провел свое детство в материально стесненных условиях. Впрочем, по­ложение семьи было не лучше и в годы его отро­чества и юности. После смерти отца не осталось даже маленького наследства. Для юного Алексан­дра не могли даже добиться стипендии в лицее или в военной школе.

Мать и сестра научили Александра читать и писать, но в арифметике он никогда не смог пой­ти дальше умножения. Зато еще в раннем детстве он выработал почерк военного писаря четкий, аккуратный, щедро украшенный завитушками, что потом поможет ему зарабатывать на пропита­ние. Мать попыталась было учить его музыке, но оказалось, что он начисто лишен слуха. Зато маль­чик научился танцевать, фехтовать, а немного позже стрелять. И делал все это отлично.

Александр посещал местный колледж аббата Грегуара. Он мало чему там научился: усвоил на­чатки латыни, основы грамматики, да еще усовершенствовал свой почерк. Больше всего он лю­бил охоту и днями пропадал в лесу.

Однако юноша не может прожить одной охо­той. Настало время подыскать ему другую рабо­ту. Вскоре Александр стал работать клерком у но­тариуса. Он твердо верил в свою звезду, хотя зна­ния у него были неглубокие.

Во время кратковременной поездки в Париж Александр познакомился с великим актером Тальма. Дюма решает, что карьеру он может сде­лать только в Париже. Не долго думая, он пере­ехал в этот город и поступил на работу в канцеля­рию герцога Орлеанского.

    Новая жизнь открыла перед Дюма новые воз­можности. Прежде всего, он быстро убедился в том, что ему необходимо учиться. Он уже успел заметить, что его невежество поражает всех зна­комых, которые, тем не менее, отмечали гибкий ум Дюма. Служба для него была лишь источни­ком для существования. Главное внимание моло­дой человек уделяет занятиям литературой, об­щению с уже известными писателями, драматур­гами. В1829 году Дюма пишет историческую дра­му «Генрих IIIи его двор». Ее успех был ошело­мительным. Пьеса выдержала тридцать восемь представлений и делала отличные сборы. Прав­да, король внезапно увидел в героях пьесы сход­ство с ныне царствующим монархом и его кузе­ном герцогом Орлеанским. Он собирался запре­тить пьесу, но ее поддержал герцог Орлеанский. Так в двадцать семь лет Дюма, только недав­но приехавший из провинции, без положения, без протекции, без денег, без образования, превратил­ся в человека известного, почти знаменитого.

В дальнейшем репертуар французских театров на многие годы обогащается за счет таких выда­ющихся пьес Дюма, как «Антони», «Нельская башня», «Кин, или Гений и беспутство».

Дружба с герцогом Орлеанским принесла В. Гюго розетку офицера Почетного легиона, а Дюма ленточку кавалера. Если Гюго принял награду с обычным для него надменным достоин­ством, то Дюма радовался, как ребенок. Он гордо разгуливал по бульвару, украсив себя огромным крестом, рядом с которым приколол орден Иза­беллы Католической, какую-то бельгийскую ме­даль, шведский крест Густава Вазы и орден свя­того Иоанна Иерусалимского. В любой стране,  которую он посещал, Дюма выпрашивал себе на­грады и скупал все ордена, какие только можно было приобрести. Его фрак в торжественные дни превращался в настоящую выставку лент и меда­лей.

В тридцатые годы у Дюма возник замысел вос­произвести историю Франции XV-XIXвеков в целой серии книг. Первым произведением этого цикла стал роман «Изабелла Баварская» (1835). Таким образом, писатель возродил жанр исторического романа, в котором наряду с вымышлен­ными героями действуют исторические персона­жи. Но чтобы заинтересовать публику жизнью королей и королев, фаворитов и министров, надо было показать ей, что под придворными наряда­ми таятся те же страсти, что и у простых смерт­ных. В этом Дюма не имел себе равных.

Он не был ни эрудитом, ни исследователем. Он любил историю, но не очень уважал ее. «Что такое история? говорил он. Это гвоздь, на который я вешаю свои романы». Он знал, что как историка его никогда не будут принимать всерьез, поскольку он перерабатывал исторические факты так, как того требовала художественная фор­ма.

Успех следующего романа «Шевалье д'Арманталь» показал Дюма, что исторические романы золотая жила. Директора крупнейших парижс­ких газет гонялись за писателем, чтобы заручить­ся правом на публикацию очередного романа. «Три мушкетера» умножили славу Дюма. Одно поколение может ошибиться в оценке произве­дения. Четыре или пять поколений никогда не ошибаются. Творческая манера Дюма так подхо­дила к избранному им жанру, что она и поныне остается образцом для всех работающих в нем. Дюма отталкивался от известных источников, иногда поддельных, как «Мемуары Д'Артаньяна», иногда подлинных, как «Мемуары мадам де Лафайет», из которых вышел «Виконт де Бражелон».

За всю историю французской литературы ни один писатель не был столь плодовит, как Дюма с 1845 по 1855 годы. Он писал романы без пере­дышки. В них перед нами проходит вся история Франции. За «Тремя мушкетерами» следуют «Двадцать лет спустя», затем «Виконтде Бражелон». Другая трилогия: «Королева Марго», «Гра­финя де Монсоро», «Сорок пять». Одновременно в другой серии романов «Ожерелье королевы».

Дюма еще смолоду замыслил объединить в своей писательской державе всю историю. Он все­гда любил путешествовать и возвращался домой с объемистыми рукописями. Писатель давно хо­тел побывать и в России. В 1840 году Дюма публикует роман «Учитель фехтования», посвящен­ный восстанию декабристов и жизни одного из них И.А. Анненкова. Роман написан на основе исторических фактов, в нем также были исполь­зованы дневники знаменитого преподавателя фехтовального мастерства О. Гризье, который слу­жил в Главном инженерном училище в Петербур­ге, а затем вернулся во Францию. Роман Дюма был запрещен в России, хотя все, кто мог его раз­добыть, читали его тайком, в том числе и сама императрица. Русский перевод романа «Учитель фехтования» был опубликован лишь в 1925 году.

В 1858 году, после смерти Николая II, Дюма получил визу и отправился в Россию. Он посетил Петербург, Москву, побывал на нижегородской ярмарке. В Нижнем Новгороде Дюма познакомил­ся с героями своего романа «Учитель фехтования» супругами Анненковыми. Самое большое счастье за время этого путешествия доставило Дюма от­крытие, что образованные русские знают многих французских писателей, в том числе и его само­го, так же хорошо, как парижане. Он еще посе­тил Астрахань и калмыцкие степи. Рассказы Дюма по возвращении его во Францию превзош­ли приключения Монте-Кристо.

Разразившаяся франко-прусская война 1870 года, известия о первых поражениях французов доконали больного Дюма. Полупарализованный после удара, он с трудом добрался до дома сына, ставшего знаменитым автором романа «Дама с камелиями». Вскоре болезнь еще больше обостри­лась, и больной почти перестал говорить, а потом и вставать. 5 декабря в десять часов вечера он скончался. Дюма был похоронен в Невиль-де-Полле, а когда война закончилась, сын перевез останки отца в Виллер-Котре и похоронил рядом с могилой генерала Дюма и Мари-Луизы Лабурэ.

Из книги

Все обо всех: Т. 7 : Научно-популяр. изд. / Г.П. Шалаева, Л.В. Кашинская, Т.М. Колядич / науч.ред. В.В. Славкин. - М.: Филолог. о-во "Слово", АСТ, 1997. - С. 125 - 132.